Валентин ТАРАС, писатель, Беларусь:
- Время нас поджимает, и я без всяких преамбул все-таки продолжу тему покаяния. Я думаю, что эта тема еще очень долго пас не оставит, не оставит все общество и целом. В выступлении владыки Кирилла правильно было сказано, что мы не сможем выйти из общеэкономического и социального кризиса, если мы не выйдем из кризиса духовного. Несколько конкретных вещей. В конце сентября в останкинских "новостях" промелькнуло такое сообщение, возможно, на пего немногие обратили внимание. Я же был им потрясен и нахожусь в этом состоянии до сих пор. Было сказано о том, что спикер Российской Думы принял Великую княгиню Романову и в ходе аудиенции ей было сказано, что Дума собирается в ближайшее время рассмотреть вопрос о реабилитации фамилии Романовых. И я подумал: господи, о какой реабилитации может идти речь! Давно пора стать па колени и попросить прощение у всего мира за то, что мы злодейски убили человека, его семью, в том числе и маленького мальчика, безотносительно к тому, хорош иль не хорош был царь. Здесь совершенно очевидный факт, и я думаю, что этот человек, конечно, хотел как лучше, он с добром шел к своей собеседнице, совершенно не задумавшись, ни на одно мгновение, о том, что в его голове и душе отражается, к огромному нашему сожалению и несчастью, состояние ума и, главное, совести в данном вопросе в целом общества.
Вспомнил процесс, который прошел у нас в Минске в феврале этого года над книгой Светланы Алексиевич ''Цинковые мальчики". Я был на всех заседаниях этого процесса — и в качестве официального лица, как член исполкома Беларусской лиги прав человека, и просто как коллега Светланы, как ее товарищ старший. Там происходили поразительные вещи. Женщина, возбудившая иск, - я не хочу лишний раз называть ее фамилию, потому что все-таки это мать, потерявшая на Афганской войне единственного сына, - эта женщина не то что говорила, она кричала Светлане "Я люблю ту страну, тот строй, тот режим, за который погиб мой сын, а вашу правду, твою правду я ненавижу. Мне не нужна эта правда, потому что она изображает моего мальчика убийцей, а это был чистый, хороший, добрый мальчик, мой сын - я знаю какой он был".
Я думаю, что все, кто прочитал эту книгу. Эта книга написана па основании рассказов участников Афганской войны и матерей погибших на этой войне. Почему "цинковые"? Потому что их присылали домой в цинковых гробах. И вот когда эта книга вышла, несколько женщин-матерей, настропаленные определенными силами, которые хотели бы реабилитировать прошлую воинскую славу, чтобы па слано той армии не осталось ни единого пятнышка, хотя лично я считаю, что единственная достойная война, которую вела та армия, это была Великая Отечественная война, других достойных войн эта армии никогда не вела, пришли в суд т.е. судили книгу, а она написана с огромной любовью к этому поколению. Я тогда подумал - самое поразительное, что эта женщина ходила в церковь.
Покаяние - это, конечно, сокровенный процесс. Эго процесс, который происходит в глубине нашей души, но, очевидно, должны найтись люди кроме священников, кроме пастырей, которые должны побуждать этих людей к тому, чтобы они покаялись и не ждать пока они созреют сами. Это будет очень долго, это будет отягощать и усугублять паши несчастья сегодняшние.
В исторической круговерти пропала одна из святынь нашего народа – золотой крест Ефросинии Полоцкой. И йот сейчас его ищут, этот крест. Есть поверье, что когда будет найден крест, тогда на земле Беларуси воцарится мир, покой и все будет хорошо. Я думаю, что как раз наоборот. Тогда, когда каждый белорус вернется к каким-то нравственным началам, когда он прочувствует спою вину за все то, что было, и весь народ в целом, потому что весь народ всегда и чем-то виноват, пот когда мы псе это осознаем, тогда крест Ефросиний Полоцкой найдется как бы сам собой. Для того, чтобы благословить это новое общество, которое покаялось и пошло дальше.
Спасибо за внимание.
Г-н ДРУЦЭ:
- Поблагодарим писателя Валентина Тараса за его
прекрасное и мужественное выступление.
Должен сказать, что после распада Союза из всех республик к ним особенно близко стоит но своему душевному складу
Беларусь. Спасибо ей уа братские
чувства и поддержку.
Г-н ГАРБУЗ:
- У меня есть вопрос к драматургу Александру Гельману. Он очень хорошо говорил о катаклизмах, которые происходят, особенно в последнее время, и мире. Вопрос, который я хочу Вам задать, в богословии имеет свой ответ. Но с нравственной точки зрения, о Вашем понимании, почему сегодня на земле происходит столько катаклизмов? Таких, как землетрясения, мощные ураганы и другие явления, которые выходят за рамки нормального!
Г-н ГЕЛЬМАН:
- Как мне кажется, землетрясения происходили но
все времена, я не знаю увеличилась ли их интенсивность за последние 50
лет, просто у меня нет таких данных. В этом смысле
я доверяю науке, в той мере, в какой она понимает землетрясение, и мне кажется,
что это связано с какими-то биологическими процессами, которые происходят
внутри нашей Планеты. У меня нет другого
какого-либо объяснения. Другое дело, отношение к землетрясению. Я поделюсь одной мыслью, которую не могу забыть: это
взаимоотношение патриотизма и землетрясения. Когда в Армении случилось
страшное землетрясение, когда земля поглотила десятки тысяч человек, это было к
разгар той войны, которая еще продолжается между Карабахом, Арменией и
Азербайджаном. Я подумал о том, насколько
природа равнодушна к человеку. Больше чем армяне, трудно себе представить, чтобы
кто-то так еще любил свою землю. Я подумал о том, что только люди могут помочь
людям. Мы часто молимся на природу, мы часто жертвуем, убиваем живых людей ради куска земли или природных каких-то
богатств. Тем не менее, мы видим это холодное отношение самой природы к
человеку. Что же касается другого, моя совесть не позволяет мне сказать, что
это какое-то наказание человеку, это все-таки, на мой взгляд, природные процессы, природного характера.
Г-н ДРУЦЭ:
- Но ведь Библия допускает, что могут быть землетрясения и п виде Божьего наказания за содеянные грехи!
Г-н ГАРБУЗ:
- В богословии есть такая мысль, что всякое
наказание человеку дастся за его грехи. В течение всего существования человечества па земле были разные
катаклизмы, и каждый раз - наказание,
или как Вы говорите, изменения в природе. Но центром этой природы, руководителем и центром является Бог, который
своим дыханием, своей благодатью и руководит
всем миром, и мне кажется, что эти катаклизмы происходят чаще всего тогда, когда происходит упадок нравственного состояния
всего человечества. Вот о нравственном упадке,
как мне кажется, сейчас очень актуально говорить. Мне думается, что в настоящее
время мы действительно можем подойти
все вместе к самоуничтожению, если нравственное состояние, духовное состояние наше не будет на должной высоте. Спасибо.
[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]